Как научить ребенка определять время
Широкое распространение электронных часов добавило в нашу жизнь комфорта. Это факт. Но есть и еще один факт: современные дети, приходя в школу, не чувствуют времени, не понимают часов и минут, не умеют «читать» обычные часы.
Как бы ни было удобно электронное табло, у классического циферблата есть свои преимущества. Одного взгляда на него достаточно, чтобы осознать ход времени, ощутить дыхание прошлого и предвкушение будущего. И уже поэтому необходимо научить ребенка определять время на обычных часах.
Начинать обучение можно в 4-4,5 года. Но далеко не с самих часов. На первом этапе необходимо помочь ребенку разобраться с понятиями «сначала/потом», «вчера/сегодня/завтра», «утро/день/вечер». Без понимания временной последовательности событий ребенок не сможет осилить абстрактного исчисления времени.
Для того чтобы ребенок научился отделять прошлое и будущее от настоящего, вам придется немало потрудиться. Установите малышу режим. Постоянно комментируйте свои и его действия: «Сначала мы умоемся и почистим зубы, а потом пойдем завтракать», «Сначала мы погуляем, а потом будем обедать», «Вчера ты был в детском садике, сегодня погуляем в парке, а завтра пойдем к бабушке».
Читая сказки, обсуждайте с ребенком последовательность действий героев. Используйте для обучения игрушки, картинки. Просите малыша самостоятельно отслеживать и проговаривать цепочку событий. Такие упражнения помогут ему разграничить понятия «было/есть/будет».
Приближаясь к тому, чтобы научить ребенка определять время, помогите ему понять смену времен года и календарь. Зная понятия года, месяца, недели, дня, ребенок легче справится с часами и минутами. Подарите своему малышу календарь с крупными цифрами и четким разделением на месяцы и недели. Желательно, чтобы на его календаре дни недели писались без сокращений. Пускай он зачеркивает на этом календаре минувшие дни, планирует будущее, анализирует прошлое.
Когда ребенок разберется с временной последовательностью, ему будет по силам научиться определять и время на часах. Чтобы облегчить задачу, подарите своему исследователю игрушечные часы с движущимися стрелками или (еще лучше) можно вместе с ребенком сделать макет часов.
Не пытайтесь объяснить все сразу: нельзя объять необъятное. Показав две стрелки – часовую и минутную, объясните их значение, расскажите про направление и скорость движения. После этого остановите внимание ребенка только на часовой стрелке. Минутную можно пока вовсе убрать с макета, чтобы не путать малыша. Пусть для начала научится определять и понимать «ровные» часы. Затем добавьте «чуть больше часа», «чуть меньше часа». Не перегружайте ребенка информацией – всему свое время.
Занимаясь с ребенком, просите его самостоятельно выставлять стрелку на нужный час, задавая соответствующие вопросы: «Когда мы встаем?» «Когда ложимся спать?» «Когда ты приходишь из садика?» Ставьте стрелку на то или иное время и спрашивайте ребенка, чему такое значение соответствует: «Три часа – это утро или день?» «Девять часов – это день или вечер?».
Когда ребенок научится справляться с часовой стрелкой и будет считать до 60, ему будет проще разобраться со стрелкой минутной. Но и сейчас двигайтесь постепенно: сначала введите понятие «полчаса/30 минут», лишь затем добавляя «четверть часа», «десять минут», «пять минут», «минута».
Объясните, что пока минутная стрелка не пересекла получасовую отметку, время принято обозначать как «столько-то минут такого-то часа». Когда же получасовая отметка пройдена, принято говорить совсем иначе. Ребенок должен понять, что «восемь часов десять минут» и «десять минут девятого» — это одно и то же время. Почаще просите ребенка сказать, который час, тренируя его называть время разными способами.
Пока ваш ребенок учится самостоятельно определять время, просите его отслеживать реальное время и выставлять это время на макете. Просите показать, переставляя стрелки, и сказать, сколько времени будет, если пройдет десять минут, пятнадцать, полчаса, сколько минут осталось, если…
Приготовьтесь к тому, что на прохождение каждого этапа потребуется значительный период времени. Возможно, лишь спустя год вам удастся к часовой стрелке добавить минутную. Важно, чтобы занятия были ежедневными, но не утомляли малыша. Пусть игра со временем будет разнообразной и интересной. В противном случае все придется начинать сначала. Но если вы начнете обучение в 4-5 лет, то к 7 годам сможете не только научить ребенка определять время на часах, но и поможете ему быть более организованным, научите планировать свой день и чувствовать ход времени.